Я заказывал поиск машины в ДЭКС весной 2016 г., найденная машина на учет поставлена была без проблем (ПТС оригинал), но потом через почти 2 года после покупки выяснилось, что она в залоге по кредиту предыдущего хозяина, что выплата кредита им давно просрочена, сам человек естественно на связь не выходил. Мне пришлось возвращать банку несколько сотен тыс. руб., иначе - обращение взыскания на машину. А лишиться машины мечты я не мог:)
Перед поиском Александр на мой вопрос о доп. проверках (криминалиста или типа того) сказал, что для этой машины не нужно, никакого криминала не бывает. При поиске Алексей и я проверяли историю машин только по порталу автокод, там в то время данные о залогах вообще не публиковались, других источников проверок при поиске не использовалось и не рекомендовалось. Данные сайта реестра залогов ни при поиске, ни перед покупкой никто не смотрел, а машина числилась в реестре на день покупки и на день начала поиска тоже. Это была ошибка ДЭКС.
Сейчас надежд вернуть деньги нет, человека найти невозможно, имущества у него нет, уголовное дело возбудить за год не удалось, полиция ведет бесконечные проверки, задает уточняющие вопросы, передает из одного УВД в другой и т. д.
Понятно, что к ДЭКС никаких официальных претензий быть не может, никакие обязательства сторон зафиксированы никак не были, от нетехнических проверок ДЭКС всегда дистанцировался. Да и договор на поиск ДЭКС не заключает, только товарный чек на аванс на "выездную проверку".
Неприятно всё, мягко говоря. И отзыв писать неприятно.
Читал ГЛ ДЭКС с 2005 г., в 2007 покупал машину и обслуживался в ДЭКС. Очень доверял и всем рекомендовал. В прошлом.
Да, виноват скорее я сам и это теперь моя война. Об остальном судить читателям отзыва.
Для полноты понимания подходов ДЭКС нужно добавить переписку на Горячей Линии 11.04.2019
Оказывается, что ДЭКС при поиске вообще не знал о том, что:
по закону ПТС м. б. на руках при залоге,
и также про реестр залогов, официально работающий с 2014 г,
и про разницу ограничения регистрации и нахождения в залоге.
Если для автоподборщика реестр залогов - "некая дополнительная база, о существовании которой в официальных источниках по проверке автомобиля на чистоту и ограничения нет ни слова" (с) - то комментарии излишни.
Вопрос:.. ДЭКС не проверял её по базе залогов при поиске и перед сделкой и не сказал про необходимость этого клиенту. А запись о залоге там была на момент начала поиска и на момент сделки. Вот в этом правда.
ДЭКС: На тот момент об этой базе вообще никто не знал, тем более ДЭКС, который сотрудничает с криминалистами, но сам в юридические вопросы не лезет и главное, не имеет право это делать. И юристы и следователь, с которым был разговор на эту тему, в один голос утверждают, что на тот момент обязательной была проверка автомобиля по базе ограничения юридических действий. На данный автомобиль, ограничений в этой базе не было. И самое главное, это ПТС. Можно было бы предъявлять претензии, если бы его не было на руках у продавца. Его по закону и не должно быть, если машина под залогом. Самый крайний вариант - отметка в ПТС об ограничениях. Факт того, что ПТС был у продавца, говорит о преступном сговоре банка с заёмщиком и уже точно, не ДЭКС должен такие ребусы распутывать. Это говорят юристы и это говорил следователь по данному конкретному вопросу. Я с пониманием отношусь к ситуации, в которую Вы попали, но противодействовать таким схемам обмана, в которых задействованы и банк и ГАИ и сам продавец, не представляю как возможно.
Вопрос: Попробую ещё раз объяснить историю 2016 года.
Я тоже общался с юристами и не просто так побежал отдавать банку сотни тыс. руб.
1. В 2016 база залогов уже действовала и была юридически значимой, т. е. наличие записи о машине в ней определяло предмет залога
2. На портале автокод, по которому тогда вели проверки при поиске, не было интеграции с этой базой и не было информации о залогах, но сама база реестра залогов работала.
3.VIN машины на момент начала поиска и тем более на день сделки УЖЕ был в базе залогов, достаточно было в базу заглянуть и увидеть дату начала залога.
4. Этого не было сделано никем.
5. ПТС залоговой машины на руках продавца - НЕ противозаконно, хотя чаще всего так не бывает.
ДЭКС: Со всем можно согласится, кроме пункта 5. Всегда проходила информация, что под залог денег банк забирает ПТС. В противном случае, как покупатель может понять, что машина под залогом, если всюду в 2016 году шла информация, что есть база ограничений и больше никакими базами пользоваться не нужно. В 2016 году просто никто не знал, что есть какая-то дополнительная база. Уж ГАИ то должно было знать, что где-то есть некая дополнительная база, о существовании которой в официальных источниках по проверке автомобиля на чистоту и ограничения нет ни слова. Они никогда не упускают такие вещи. Согласитесь, кто-то просто искусственно зажал эту информацию в своих целях.
Вопрос: 1. про п. 5, ПТС - поясню подробнее:
"законодательство прямо не предусматривает право залогодержателя (банка) требовать от заемщика передачи подлинника ПТС на заложенный автомобиль. Вопросы выдачи ПТС регулирует совместный приказ МВД №496, Минпромэнерго №192 и Минэкономразвития №134 от 23.06.2005. В нем сказано, что паспорта транспортных средств хранятся у собственников или владельцев транспортных средств (п. 15). И собственником, и владельцем авто при передаче его в залог остается сам заемщик"
Т. е. по закону ПТС вполне МОЖЕТ БЫТЬ на руках у владельца залоговой машины. И никакого сговора банка с владельцем никогда им не предъявить, всё законно!
2. Ограничения на регистрацию в ГИБДД относятся только к имуществу, на которое наложили ограничения (арест), судебные приставы, например. Машины, которые отмечены в залоговом реестре, без проблем проходят регистрацию и ограничений не имеют.
Не нужно смешивать ограничения регистрации (это проверки по базе исполнительных производств) и нахождение в реестре залогов (проверки по ДРУГОЙ базе - базе залогов).
3. Официально 01.07.2014 г. начал работать сайт с реестром залогов движимого имущества. Он располагается на домене http://reestr-zalogov.ru. Одновременно вступают в силу поправки в Гражданский кодекс (ГК), которые защищают покупателей от залогов, которых нет в реестре. Вместе с началом работы реестра залогов движимого имущества вступают в силу поправки в ГК, делающие залог таких вещей публичным (п. 4 ст. 339.1). Залоги, отсутствующие в реестре, будут действовать только между сторонами договора залога, а также против покупателей, которые знали или должны были знать о существовании залога.
ДЭКС: Все эти тонкости в 2016 году никто не знал.
(также там несколько человек подтвердили, что ПТС при залоге необязательно остается у банка)
Далее должен был появиться ответ, который ДЭКС не опубликовал:
в ответ на "ДЭКС: Все эти тонкости в 2016 году никто не знал."
Поправка: ДЭКС не знал. Информация о нюансах существовала и была доступна. Если мы не знаем закона, не значит, что он не действует.
Я был клиентом и поклонником ДЭКС около 10 лет, читал ГЛ, доверял Вашим методам и поэтому обратился за подбором очередной машины, веря в то, что профессионалам видней, как правильно и безопасно подобрать хорошую машину.
Если они чего-то не знают, посоветуют обратиться за содействием к другим профессионалам.
Это не сработало.
Нечасто доводится разочароваться в гуру. Мне довелось.
И ещё - для информации, навскидку для примера несколько источников, в 2016 г. необходимость использования реестра залогов была достаточно широко известна:
https://rg.ru/2016/03/01/vs-rf-zashchitil-dobrosovestnyh-pokupatelej-avtomobilej.html
https://ceur.ru/news/item196492/
http://www.1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/512933-avtomobilnyy-reestr-zalogov.html
https://rg.ru/2016/01/20/zalog.html
https://vestiprava.com/obzory/novaya-sudebnaya-praktika-po-obrashheniyu-vzyiskaniya-na-prodannyie-zalogovyie-avto.html